Русское отделение школы OIS делает акцент на предметных знаниях и академических результатах. То, что называется навыками 21 века, метапредметными навыками, soft skills — это коммуникация, креативность, критическое мышление, умение сотрудничать — безусловно, тоже очень важно для нас, но все же мы убеждены: сначала должно быть знание. Оно — тот фундамент, без которого не получится начать дискутировать, критически оценивать, создавать новое. На уроках мы используем разные техники: и групповые исследования, и игровые механики, и дифференцированные в зависимости от силы и мотивации учебные задания, и протяженные во времени проекты, но все эти формы работы выбираются, чтобы в первую очередь обеспечить крепкие академические знания и предметные навыки.
Развитие умения работать и планировать в школе OIS
Другая важная цель, развитию которой мы уделяем много внимания — это умение работать, работать упорно и долго. Мы хотим, чтобы дети в школе научились простым, но необходимым в жизни вещам: концентрировать внимание, планировать и оценивать свой результат, строить стратегию обучения в зависимости от своих целей.
Как мы этого добиваемся?
У нас реализована подробная и прозрачная система оценивания. Смысловой блок, юнит, длится 5-7 недель, в рамках каждого юнита изучается новая тема, в конце — итоговая работа. По нашим правилам за неделю до итоговой работы учитель выкладывает материалы подготовки к ней и критерии оценивания. Это позволяет ученикам спланировать свое время и силы.
Переводные экзамены:
В конце года у нас переводные экзамены: Обязательные математика и английский язык и два экзамена по выбору. Мы считаем, что выбор предметов, процесс подготовки к экзамену, методика и планирование этой подготовки — все это позволяет ему лучше осознать самого себя, понять, почему он делает такой выбор, задуматься о направлении обучения после школы. Действуя в этой системе, ученик получает не только новые знания, но и навыки планирования и анализа: он знает, в какие сроки нужно освоить тему, как оценивается итоговая работа, что значит эта оценка, что нужно сделать, чтобы улучшить свой результат.
Индивидуальная учебная траектория: выбор в школе OIS
Еще один принцип, который лежит в основе работы нашей школы — это наличие выбора. Особенно это важно для старшей школы, когда дети могут строить свой учебный план в зависимости от того, в какой вуз они пойдут. Прошлым летом президент Узбекистана Шавкат Миромонович Мирзиёев сказал о том, что старшеклассникам нужно помогать выстраивать индивидуальную учебную траекторию; сейчас количество предметов, преподаваемых в старших классах, сократилось с 16 до 11, чтобы ученики, планирующие поступать в вуз, могли выбрать уроки по одному из направлений
- химия — биология
- математика — физика
- математика — иностранный язык
- родной язык и родная литература — иностранный язык
Наша школа даже немного опередила эту тенденцию, такой подход у нас уже реализован и действует второй год: у старшеклассников есть как базовые предметы, так и те 3-4 углубленных предмета, которые нужны для поступления. Чтобы выбор направления в 10 классе был осмысленным, в 9 классе наши ученики каждый семестр выбирают предметный спецкурс и делают в рамках этого спецкурса проект. Например, можно попробовать полгода серьезно позаниматься биологией, полгода историей, и понять, что тебе действительно интересно и что лучше получается.
Успехи в школе OIS: дифференциация и международная сертификация
Важно отметить, что в школе реализован дифференцированный подход в обучении: начиная с 3 класса есть группы разного уровня по английскому языку, с 7 класса — по математике. Мы делим учеников на группы не внутри класса, а внутри параллели или двух параллелей, в зависимости от успехов и целей ребенка. Очень надеемся, что в перспективе у нас появится возможность создавать углубленные группы в 5-9 классах и по другим предметам.
Мы работаем над тем, чтобы результаты наших учеников проходили международные экспертизы, получали независимую внешнюю оценку. Это нужно для того, чтобы родители и сами ученики видели объективный результат нашей совместной работы. Почти все наши ученики сдают в 10-11 классе IELTS и результаты, как правило, очень достойные. Например, среди нынешних выпускников есть двое, кто сдал IELTS на 7,5.
Разнообразие кружков и проектов в школе
Говоря о нашей образовательной программе, обязательно нужно отметить очень большой выбор кружков — то, чем можно заниматься после уроков. У нас есть киноклуб, биологический кружок, дискуссионный клуб, шахматы, математический кружок, АРТ-студия, танцы, вокал, ювелирный кружок, спортивные секции, клуб настольных игр и многое другое. Есть и разнообразные образовательные выезды, экскурсии, как предметные, так и для командообразования. Надеюсь, что постепенно на базе школы у нас получится реализовать так называемую систему музейной педагогики — когда дети не просто слушают сотрудников музея, а сами что-то изучают, собирают и систематизируют информацию, проводят занятия для сверстников. Мы начинаем реализовывать междисциплинарные проекты, работаем над развитием школьного самоуправления.
Многое сделано, многое еще нужно сделать, но уже сейчас можно сказать, что в ценностных ориентирах школа определилась. Мы считаем, что школьное время — это время, когда человек, кроме того, что что-то узнает, получает опыт сосредоточенного труда и преодоления. Это можно сравнить с пешим походом с рюкзаком: никто не будет нести его за тебя, ты идешь и сам несешь свой груз, тебе трудно, иногда очень трудно — но ты доходишь до вершины, снимаешь рюкзак, смотришь на проделанный путь и понимаешь, какой ты молодец, тебе есть за что себя уважать. Мы стремимся к тому, чтобы наш ученики получали удовольствие от саморазвития, которое невозможно без напряженного труда и преодоления.